вторник, 3 января 2012 г.

Трамвай Норчёпинга (Швеция)


Трамвай в Норчёпинге – это одна из двух трамвайных сетей в центре шведских городов, которые сохранились после перехода Швеции с левостороннего на правостороннее движение в 1967 году. Правда, для этого в Норчёпинге пришлось значительно обновить вагонный парк. В 1967 году в Норчёпинг поступили 25 новых вагонов M67 с правосторонним расположением дверей. Старые вагоны с левосторонним расположений дверей были частично списаны, частично переоборудованы для правостороннего движения.

Возможно, что обновить вагонный парк в Норчёпинге было несложно, так как трамвайная сеть в городе небольшая. По состоянию на лето 2011 года в городе действуют всего два трамвайных маршрута. Маршруты имеют номера 2 и 3. Маршрут с номером 1 отсутствует. Возможно, он когда-то существовал и был закрыт.

Интересно, что некоторые вагоны из той партии, что поступила в Норчёпинг в 1967 году во время перехода на правостороннее движение ходят по маршрутам до сих пор. Они прошли модернизацию в 1990-х годах и получили обозначение M67K.



Один  из вагонов M67 установлен в качестве памятника на территории трамвайного депо.



Несмотря на скромные размеры трамвайной сети вагонный парк трамваев в Норчёпинге весьма разнообразен. Летом 2011 гота я заметил на улицах Норчёпинга как минимум пять видов трамвайных вагонов. Причём два из них встречались в одновагонном и двухвагонном варианте. Вышеописанный тип вагона M67K встречается в двухвагонном и в одновагонном варианте.




Кроме того, мной были замечены следующие типы вагонов:

M97 – Эти вагоны были построены в 1966-1967 годах и поступили в Норчёпинг в 1994 году из города Дуйсбурга в Герамании, где они эксплуатировались ранее. В Норчёпинге они получили обозначение M94. Изначально это были двухсекционные сочленённые вагоны. В 1997 году их капитально реконструировали и добавили в середину третью низкопольную секцию. Реконструированные вагоны получили обозначение M97.




M98 – низкопольный трёхсочленённый трамвай. Вагоны были построены в 1990-1991 годах и эксплуатировались в Мюнхене. В Норчёпинг поступили в 1999 году.





M06 – низкопольный трёхсочленённый трамвай "Флексити Классик" фирмы "Бомбардье". В Норчёпинг поступили в 2006 году. Трамваи имеют две кабины и двери, расположенные с двух сторон, что позволяет эксплуатировать их на линиях без разворотных колец. Однако, в Норчёпинге вторая кабина и двери с другой стороны являются избыточными, так как на обоих маршрутах там есть разворотные кольца, и помимо двухкабинных вагонов M06 на тех же маршрутах эксплуатируются другие вагоны с одной кабиной. В июне 2011 года в Норчёпинге эксплуатировались только два таких вагона. Ещё три были отданы в аренду Стокгольму для эксплуатации на маршруте №7, где получили обозначение A34N.





M11 – такое обозначение в Норчёпинге получили трамваи "Татра" T6A2, построенные в 1980-х годах и ранее эксплуатировавшиеся в Берлине, и поступившие в Норчёпинг в 2011 году. Встречаются в одновагонном и двухвагонном варианте.






Как видим, лишь немногие трамвайные вагоны в Норчёпинге были построены специально для этого города. Большинство вагонов – это подержанные вагоны, эксплуатировавшиеся ранее в различных городах Германии.

Из интересных трамвайных объектов в Норчёпинге так же следует отметить четырёхниточное сплетение путей на трассе маршрута №3 на улице Королевы (по-шведски Drottninggatan). Улица довольно узкая и на одном её участке сделано четырёхниточное сплетение, по которому трамваи идут поочередно, то в одну, то в другую сторону.






На площади перед железнодорожным вокзалом имеется довольно интересное устройство контактной сети. Провода там заменены металлическими балками, а на столбах устроены механизмы, которые могут поднимать эти балки с помощью блоков и тросов. Возможно, что по этой дороге периодически возят что-то крупногабаритное, для чего трамвайную контактную сеть приходится поднимать.




На одном из перекрёстков я заметил довольно необычную стрелку. После стрелки рельсы идут некоторое расстояние вплотную друг к другу и только потом расходятся.



На одной из улиц на трассе маршрута №2 я заметил тупик, назначение которого для меня осталось непонятным.

В Норчёпинге так же имеется некоторое количество старых музейных вагонов, которые летом иногда ходят по улицам города. Однако, в то день. Когда я посещал Норчёпинг, музейные трамваи не ходили, и посмотреть их мне не удалось.

Все фотографии норчёпингских трамваев можно увидеть в моей фотогалерее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий