понедельник, 2 января 2012 г.

Трамвай Стокгольма


Столица Швеции город Стокгольм когда-то имел большую сеть трамвайных линий в центре города. Однако, в 1967 году Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение. Переоборудовать трамвайную сеть Стокгольма на правостороннее движение не стали, и предпочли просто закрыть. Однако, некоторые линии старой Стокгольмской трамвайной сети всё же сохранились до наших дней.

В центре Стокгольма сохранилась музейная трамвайная линия маршрута №7. Движение по ней было возобновлено в 1991 году силами Шведского Трамвайного общества. По линии ходят исторические трамвайные вагоны различных эпох. В 2010 году линия была продлена в сторону центра Стокгольма до площади Сергеля. На продлённой линии стали эксплуатироваться современный вагоны "Флексити Классик" фирмы "Бомбардье". Эти вагоны взяты в аренду Норчёпинга и Франкфурта-на-Майне, и получили в Стокгольме обозначения A34N (из Норчёпинга) и A34F (из Франкфурта-на-Майне). На площади Сергеля нет разворотного кольца, там устроен оборотный тупик. Вагоны "Флексити Классик" имеют две кабины управления и двери с двух сторон вагона и оборачиваются через оборотный тупик, меняя направление движения.





На этой линии фактически существуют два маршрута. Маршрутом №7 обозначается маршрут от площади Сергеля до парка Юргорден, по которому ходят современные трамваи A34N и A34F. Маршрутом №7N обозначается сокращённая часть маршрута №7 от Нормальмской площади до музея Скансен, по которой ходят исторические вагоны. Эти исторические вагоны являются не только аттракционом для туристов, но и полноценной составляющей системы общественного транспорта Стокгольма. Они останавливаются на всех остановках и для проезда в них действительны обычные проездные билеты.

Во время посещения Стокгольма летом 2011 года я видел на маршруте №7N несколько исторических вагонов. Трамвайных вагонов с левосторонним расположением дверей, ходивших по Стокгольму до 1967 года, я не заметил. Возможно, что их там нет по причине сложностей эксплуатации вагонов с левосторонним расположением дверей в условиях правостороннего движения.  По линии ходили два трамвайных поезда 1920-х годов постройки, которые имеют двери с двух сторон, и которым без разницы, по правой или левой стороне ездить. Один поезд в качестве моторного вагона использовал вагон A1 №76, построенный в 1926 году на основе старого двухосного шасси 1904 года выпуска. В качестве прицепного вагона использовался схожий по внешнему виду двухосный вагон B19 №846, построенный в 1929 году.



Второй поезд в качестве моторного вагона использовался четырёхосный вагон A12 №335, построенный в 1924 году. В качестве прицепного вагона использовался вагон B11(II) №521, построенный в 1937 году. По внешнему виду прицепной вагон, построенный на 13 лет позже, сильно отличается от моторного. Он имеет двери с механическим приводом, открытием и закрытием которых управляет кондуктор с помощью кнопок. У моторного вагона двери ручные. Но, как пишут на сайте Шведского Трамвайного общества, вагоны этих типов, действительно использовались вместе в 1936 – 1959 годах.



На линии так же ходили два поезда из исторических вагонов с правосторонним расположением дверей. Один из этих поездов поступил в Стокгольм из Гётеборга. Моторный вагон A31 №333 был построен в 1947 году. Прицепной вагон B31 №615 построен в 1952 году. Эти вагоны эксплуатировались в Гётеборге. В Гётеборге, в отличие от Стокгольма, трамвайную сеть не ликвидировали, а переоборудовали. В 1967 году эти вагоны были переоборудованы для правостороннего движения. Потом они поступили в Стокгольм на музейную линию, так как внешне похожи на те вагоны, которые эксплуатировались в Стокгольме до 1967 года.



Во втором поезде в качестве моторного вагона используется вагон A51 (SM83) №210,построенный в 1953 году и эксплуатировавшийся в Осло, а потом поступивший в Стокгольм. В качестве прицепного вагона используется ещё один гётеборгский вагон B31 №616, построенный в 1952 году.



Ещё один интересный вагон, который я заметил в депо – это трамвайный вагон-снегоочиститель A283 №9207. Этот вагон был построен в 1904 году как обычный пассажирский трамвай. В снегоочиститель он был переоборудован в 1948 году.



По 7-му маршруту так же ходил ещё один музейный вагон A24B №17, построенный в 1949 году. Вагоны данного типа строились в 1944-1952 годах для некоторых трамвайных линий Стокгольма, на которых не было разворотных колец. Вагон имеет две кабины управления и двери с двух сторон, что позволяет ему использоваться без разворотных колец. Этот трамвайный вагон ходил не по сокращённому маршруту №7N, а по полному маршруту №7, оборачиваясь на оборотном тупике на площади Сергеля.



Любопытно, что эти вагоны 1944-1952 годов выпуска до сих пор эксплуатируются в Стокгольме, причём, не как музейно-исторические, а как обычный транспорт на обычном маршруте. Но об этом речь дальше.

Помимо музейной трамвайной линии маршрута №7 мне довелось вкратце осмотреть в Стокгольме ещё одну трамвайную линию, благополучно пережившую переход на правостороннее движение в 1967 году и продолжающую работать до наших дней. Это Линдигёская трамвайная линия, по-шведски именуемая "Линдигёбанан" (Lidingöbanan). Глядя на эту линию, сразу и не поймешь, что это, трамвай или железная дорога.



Линия эта проходит по острову Линдигё, откуда и получила своё название. Когда-то эта линия, действительно, была железой дорогой, называемой Южная Линдигёская железная дорога (по-шведски Södra Lidingöns Järnväg). По этим путям ходили паровозы с грузовыми поездами. Однако, пассажирские перевозки по этой железной дороге осуществлялись трамвайным подвижным составом. Причём пути железной дороги соединялись с путями стокгольмской трамвайной сети, и трамваи, двигающиеся по железнодорожным путям Южной Линдигёской железной дороги, потом выезжали на обычные трамвайные пути и продолжали движение по улицам Стокгольма. Помимо южной там существовала ещё и Северная Линдигёская железная дорога (по-шведски Norra Lidingöns Järnväg) с таким же смешанным трамвайно-железнодорожным движением. Однако, она до наших дней не сохранилась.

После ликвидации трамвайной сети в центре Стокгольма Линдигёская линия оказалась изолированной. Сейчас она заканчивается сразу же за мостом, соединяющим остров Линдигё с материком  у станции метро "Ропстен". Ранее она продолжалась дальше по улицам Стокгольма. В августе 2008 года Линдигёская линия официально была исключена из числа железных дорог и теперь считается чисто трамвайной линией. Путь, соединявший Линдигёскю линию с железнодорожной сетью частично разобран, частично закатан под асфальт. Однако, на светофоре на выезде с пути в июне 2011 года продолжал гореть красный сигнал.

Как бывшая железная дорога, трамвайная линия на острове Линдигё идёт полностью по выделенному полотну, нигде не совмещаясь с автомобильными дорогами.

На Линдигёских линиях не было разворотных колец, и там использовались трамвайные вагоны с двумя кабинами и дверьми, расположенными с двух сторон. Используются там они и поныне. По состоянию на лето 2011 года на Линдигёской линии использовались моторные трамвайные вагоны A30 и A30B, с прицепными вагонами B30 и B30B, которые представляют собой не что иное, как вагоны A24 1944-1952 годов постройки, прошедшие модернизацию в 1983-1988 годах. Благодаря своей конструкции с двумя кабинами и дверьми с двух сторон эти вагоны благополучно пережили переход на левостороннее движение в 1967 году и продолжают эксплуатироваться до наших дней.

Трамвайные вагоны могут работать по системе многих единиц. В часы пик обычно используются трёхвагонные поезда из двух моторных вагонов по концам и одного прицепного вагона в середине поезда. В остальное время используются двухвагонные поезда из одного моторного и одного прицепного вагона. Причем, в прицепном вагоне так же имеется кабина управления, что позволяет двухвагонному трамвайному поезду двигаться без разворота и без перецепки вагонов, прицепным вагоном вперёд.





Железная дорога на мосту, соединяющим остров Линдигё с материком, когда-то была двухпутной. Однако сейчас она сделана однопутной, второй путь разобран и на его месте устроена пешеходно-велосипедная дорожка.



Все фотографии стокгольмских трамваев можно увидеть в моей фотогалерее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий