Столица Швеции город Стокгольм когда-то имел большую сеть
трамвайных линий в центре города. Однако, в 1967 году Швеция перешла с
левостороннего на правостороннее движение. Переоборудовать трамвайную сеть
Стокгольма на правостороннее движение не стали, и предпочли просто закрыть.
Однако, некоторые линии старой Стокгольмской трамвайной сети всё же сохранились
до наших дней.
В центре Стокгольма сохранилась музейная трамвайная линия
маршрута №7. Движение по ней было возобновлено в 1991 году силами Шведского
Трамвайного общества. По линии ходят исторические трамвайные вагоны различных
эпох. В 2010 году линия была продлена в сторону центра Стокгольма до площади
Сергеля. На продлённой линии стали эксплуатироваться современный вагоны
"Флексити Классик" фирмы "Бомбардье". Эти вагоны взяты в
аренду Норчёпинга и Франкфурта-на-Майне, и получили в Стокгольме обозначения A34N
(из Норчёпинга) и A34F (из Франкфурта-на-Майне). На площади Сергеля нет
разворотного кольца, там устроен оборотный тупик. Вагоны "Флексити Классик"
имеют две кабины управления и двери с двух сторон вагона и оборачиваются через
оборотный тупик, меняя направление движения.
На этой линии фактически существуют два маршрута. Маршрутом
№7 обозначается маршрут от площади Сергеля до парка Юргорден, по которому ходят
современные трамваи A34N и A34F.
Маршрутом №7N
обозначается сокращённая часть маршрута №7 от Нормальмской площади до музея
Скансен, по которой ходят исторические вагоны. Эти исторические вагоны являются
не только аттракционом для туристов, но и полноценной составляющей системы общественного
транспорта Стокгольма. Они останавливаются на всех остановках и для проезда в
них действительны обычные проездные билеты.
Во время посещения Стокгольма летом 2011 года я видел на маршруте
№7N несколько
исторических вагонов. Трамвайных вагонов с левосторонним расположением дверей,
ходивших по Стокгольму до 1967 года, я не заметил. Возможно, что их там нет по
причине сложностей эксплуатации вагонов с левосторонним расположением дверей в
условиях правостороннего движения. По
линии ходили два трамвайных поезда 1920-х годов постройки, которые имеют двери
с двух сторон, и которым без разницы, по правой или левой стороне ездить. Один
поезд в качестве моторного вагона использовал вагон A1 №76, построенный в 1926 году на
основе старого двухосного шасси 1904 года выпуска. В качестве прицепного вагона
использовался схожий по внешнему виду двухосный вагон B19 №846, построенный в 1929 году.
Второй поезд в качестве моторного вагона использовался
четырёхосный вагон A12
№335, построенный в 1924 году. В качестве прицепного вагона использовался вагон
B11(II) №521, построенный в 1937 году. По внешнему виду прицепной вагон,
построенный на 13 лет позже, сильно отличается от моторного. Он имеет двери с
механическим приводом, открытием и закрытием которых управляет кондуктор с помощью
кнопок. У моторного вагона двери ручные. Но, как пишут на сайте Шведского
Трамвайного общества, вагоны этих типов, действительно использовались вместе в
1936 – 1959 годах.
На линии так же ходили два поезда из исторических вагонов с
правосторонним расположением дверей. Один из этих поездов поступил в Стокгольм
из Гётеборга. Моторный вагон A31 №333 был построен в 1947 году. Прицепной вагон
B31 №615 построен в 1952 году. Эти вагоны эксплуатировались в Гётеборге. В
Гётеборге, в отличие от Стокгольма, трамвайную сеть не ликвидировали, а
переоборудовали. В 1967 году эти вагоны были переоборудованы для
правостороннего движения. Потом они поступили в Стокгольм на музейную линию,
так как внешне похожи на те вагоны, которые эксплуатировались в Стокгольме до
1967 года.
Во втором поезде в качестве моторного вагона используется вагон
A51 (SM83) №210,построенный в 1953 году и эксплуатировавшийся в Осло, а потом поступивший
в Стокгольм. В качестве прицепного вагона используется ещё один гётеборгский
вагон B31 №616, построенный в 1952 году.
Ещё один интересный вагон, который я заметил в депо – это трамвайный
вагон-снегоочиститель A283 №9207. Этот вагон был построен в 1904 году как
обычный пассажирский трамвай. В снегоочиститель он был переоборудован в 1948
году.
По 7-му маршруту так же ходил ещё один музейный вагон A24B
№17, построенный в 1949 году. Вагоны данного типа строились в 1944-1952 годах
для некоторых трамвайных линий Стокгольма, на которых не было разворотных
колец. Вагон имеет две кабины управления и двери с двух сторон, что позволяет
ему использоваться без разворотных колец. Этот трамвайный вагон ходил не по
сокращённому маршруту №7N,
а по полному маршруту №7, оборачиваясь на оборотном тупике на площади Сергеля.
Любопытно, что эти вагоны 1944-1952 годов выпуска до сих пор
эксплуатируются в Стокгольме, причём, не как музейно-исторические, а как
обычный транспорт на обычном маршруте. Но об этом речь дальше.
Помимо музейной трамвайной линии маршрута №7 мне довелось
вкратце осмотреть в Стокгольме ещё одну трамвайную линию, благополучно
пережившую переход на правостороннее движение в 1967 году и продолжающую работать
до наших дней. Это Линдигёская трамвайная линия, по-шведски именуемая
"Линдигёбанан" (Lidingöbanan). Глядя на эту линию, сразу и не поймешь, что это, трамвай
или железная дорога.
Линия эта проходит по острову Линдигё, откуда и получила
своё название. Когда-то эта линия, действительно, была железой дорогой,
называемой Южная Линдигёская железная дорога (по-шведски Södra Lidingöns
Järnväg). По этим путям ходили паровозы с грузовыми поездами. Однако,
пассажирские перевозки по этой железной дороге осуществлялись трамвайным
подвижным составом. Причём пути железной дороги соединялись с путями стокгольмской
трамвайной сети, и трамваи, двигающиеся по железнодорожным путям Южной
Линдигёской железной дороги, потом выезжали на обычные трамвайные пути и
продолжали движение по улицам Стокгольма. Помимо южной там существовала ещё и Северная
Линдигёская железная дорога (по-шведски Norra Lidingöns Järnväg) с таким же смешанным
трамвайно-железнодорожным движением. Однако, она до наших дней не сохранилась.
После ликвидации трамвайной сети в центре Стокгольма
Линдигёская линия оказалась изолированной. Сейчас она заканчивается сразу же за
мостом, соединяющим остров Линдигё с материком у станции метро "Ропстен". Ранее она
продолжалась дальше по улицам Стокгольма. В августе 2008 года Линдигёская линия
официально была исключена из числа железных дорог и теперь считается чисто
трамвайной линией. Путь, соединявший Линдигёскю линию с железнодорожной сетью
частично разобран, частично закатан под асфальт. Однако, на светофоре на выезде
с пути в июне 2011 года продолжал гореть красный сигнал.
Как бывшая железная дорога, трамвайная линия на острове
Линдигё идёт полностью по выделенному полотну, нигде не совмещаясь с
автомобильными дорогами.
На Линдигёских линиях не было разворотных колец, и там
использовались трамвайные вагоны с двумя кабинами и дверьми, расположенными с
двух сторон. Используются там они и поныне. По состоянию на лето 2011 года на
Линдигёской линии использовались моторные трамвайные вагоны A30 и A30B, с
прицепными вагонами B30
и B30B, которые
представляют собой не что иное, как вагоны A24 1944-1952 годов постройки, прошедшие модернизацию в 1983-1988
годах. Благодаря своей конструкции с двумя кабинами и дверьми с двух сторон эти
вагоны благополучно пережили переход на левостороннее движение в 1967 году и
продолжают эксплуатироваться до наших дней.
Трамвайные вагоны могут работать по системе многих единиц. В
часы пик обычно используются трёхвагонные поезда из двух моторных вагонов по
концам и одного прицепного вагона в середине поезда. В остальное время
используются двухвагонные поезда из одного моторного и одного прицепного
вагона. Причем, в прицепном вагоне так же имеется кабина управления, что
позволяет двухвагонному трамвайному поезду двигаться без разворота и без
перецепки вагонов, прицепным вагоном вперёд.
Железная дорога на мосту, соединяющим остров Линдигё с материком,
когда-то была двухпутной. Однако сейчас она сделана однопутной, второй путь
разобран и на его месте устроена пешеходно-велосипедная дорожка.
Все фотографии стокгольмских трамваев можно увидеть в моей фотогалерее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий